English | Russian
Главная arrow Статьи в прессе arrow Воспоминания о добре и зле (окончание)
Воспоминания о добре и зле (окончание) Печать E-mail

Журнал «Татарстан» (№ 12, 2008).
Документальное эссе академика Р.И.Нигматулина - взгляд на жизнь через призму столкновений общественной системы и индивидуальной нравственности. Философские размышления, воспоминания.
Посвящается памяти отца, профессора Искандара Нигматуловича Нигматуллина, в год 100-летия со дня его рождения.

Окончание.   Начало -  № 9. 2008.    Продолжение -  № 10/11. 2008.

V 

И еще одна история очень даровитой и доброй татарско-башкирской семьи.
В Нью-Йорке есть ассоциация татарско-башкирской диаспоры, объединяющая несколько десятков семей1. Большинство из них являются потомками тех, кто покинул Россию в 1920-е годы (первая волна эмиграции). Есть и те, кто вынужден был скитаться по миру после Второй мировой войны (вторая волна эмиграции). Ассоциация имеет свой дом коттеджного типа, где по мусульманским праздникам собираются татары и башкиры, живущие вокруг Нью-Йорка. Они организуют также поездки в Казань и Уфу на съезды (курултаи) татар и башкир.

Когда я работал в США, на одну из таких встреч пригласили и меня с моей семьей. Там я познакомился с тезкой Мажита Гафури Мажит беем и его супругой Саидой ханум - так они просили их называть.

Мажит родился в 1925 году в Чекмагушском районе Башкортостана. Когда ему было около пяти лет, проходила коллективизация и раскулачивание. Его деда по матери, крепкого хозяина, помимо традиционного хозяйства освоившего разведение рыб в пруду, разорили и сослали в архангельские лагеря рубить лес, где он вскоре погиб. Хозяйство отца, тоже крепкого хозяина, растащили и разорили. Отобрали даже детскую шубку из мягкой овчины, которую отец купил для маленького Мажита. Ее отдали соседскому мальчику, с которым Мажит позднее сидел за одной партой в школе. Отца арестовали и вскоре в 1933 году расстреляли. Раскулачили и брата отца. Конечно, раскулачивание и разорение наиболее квалифицированных и трудоспособных крестьян инициировало тогдашнее руководство страны, но в каждой деревне находились ставленники дьявольских сил, которые осуществляли злодейства. В деревне Мажита раскулачиванием руководил «бедняк», человек ничтожный, ничем не проявивший себя в созидательном труде ни до, ни после. Позднее он спился.

Мать Мажита Хадича (1894-1987) осталась с шестью детьми. Вот их имена по порядку старшинства: Сиразетдин (1914 года рождения), Аслям, Анас, Мажит, Фарида и только что родившийся в 1931 году Разимбек. Через год после разгрома семьи (1933 год) Разимбек умер от недоедания.

Юноша Сиразетдин, дабы не быть арестованным, сумел скрыться. Оставшись без паспорта, был вынужден менять место жительства и работы. Работал в Уфе, Ленинграде, Чите, Коканде. При любой возможности тайно по ночам возвращался в родную деревню, чтобы привезти своим близким одежду и как-то помочь матери. Как только началась война, был призван в армию, воевал танкистом и погиб в 1941 году под Харьковом.

Аслям к началу войны служил пограничником на западной границе и после нападения немцев попал в плен. Пережил ужасы немецких лагерей, после окончания войны за то, что попал в плен, карательной советской «тройкой» был сослан в лагеря на Охотском море, где и погиб.

Анас был мобилизован в конце 1941 года, под Сталинградом был тяжело ранен и демобилизовался инвалидом.
Мажит был призван в армию в 1943 году, тоже воевал на передовой, был снайпером. В середине 1944 года его подразделение получило приказ оборонять выделенный рубеж, но соседние подразделения оставили свои позиции, и группа Мажита была окружена, а сам он был ранен и с группой товарищей попал в плен. В конце войны в плен к немцам попадало не так много наших солдат, и отношение к ним стало гуманнее. Мажит использовался на сельскохозяйственных работах.

Окончание войны встретил в лагере для военнопленных, оказавшемся в английской зоне оккупации. Когда увидел, что англичане стали передавать военнопленных советским органам, которые рассматривали их как предателей, с группой своих товарищей сбежал из лагеря в американскую зону и тем самым спасся. Остался в Германии, работал шофером у американцев. Через несколько лет переселился в США. Аккуратный, исполнительный и сообразительный, он работал смотрителем здания, водителем такси в Нью-Йорке. Один из отпусков Мажит провел в Турции, где известная среди татар-эмигрантов Шамсия Апакай2 познакомила его с будущей женой Саидой.

Родители Саиды, выходцы из Кугарчинского района Башкортостана, покинули Россию в начале 1920-х годов. Жили в Китае. Там Саида получила очень хорошее русское и татарское школьное образование. Помимо всего прочего, ее обучили французскому и музыке. Во время мировой войны Саида была разлучена с родителями. Тот регион, в котором она оказалась со своей тетей, сначала был оккупирован японцами, а затем туда вошли советские войска. В конце концов она нашла родителей. После войны ее семья вынуждена была покинуть Китай и переехать в Турцию, где собрались многие татарские эмигрантские семьи.

Вышла замуж за Мажита, и они уехали к нему в США. У них родились два сына Ирек и Зуфар, очень хорошие люди, надежные и добрые. Говорят по-татарски с легким американским акцентом.3  По-русски не говорят, они уже не россияне, но общаются со своими родственниками в Башкортостане. Родина этих татар - Америка, которую они любят и которой будут верно служить.

У Саиды есть брат Мурад Искандер. Помимо того же образования, что получила его сестра, он окончил университет в США и многие годы проработал в фирме «Дженерал электрик». Сейчас он пенсионер. Кроме татарско-башкирского и русского языков, свободно владеет английским, французским, турецким, китайским, японским и корейским, что ему пригодилось в работе, поскольку приходилось представлять «Дженерал электрик» во многих странах. Его супруга Гульчан тоже происходит из татарских эмигрантов. У них замечательные дочь Дениз и сын Суад, талантливые инженеры, успешно работающие в Америке. Все они граждане США и Турции. Живя в США, они каждый год возвращаются в Турцию, в которой провели юность Мурад и Гульчан.

Мажит бей и Саида ханум, Мурад и Гульчан, их дети - талантливые, добрые и трудолюбивые люди. Они истинные интеллигенты, живут духовной жизнью. Именно таких людей так не хватает нашему Отечеству. Их пример показывает, что еще одним добрым и умным родом в России стало меньше, а на чужбине - больше. Россия ослабла из-за разрушительных действий своих дьявольских сил, а Америка усилилась за счет лучших российских генов.

VI

В каждом народе всегда идет борьба добрых и злых сил. Да, Сатана внутри нас. Эта христианская догма повторяется часто. Но одно утверждение очень уважаемого человека, Николая Николаевича Скатова,4  меня поразило: «Паразитический элемент присущ святой Руси». Обращаю внимание, речь не просто о России, а о святой Руси.

Действительно, у русских, татар, башкир злые и дьявольские силы особенно сильны. Они мобилизовали негодяев, ничтожных, невежественных и ленивых. А созидательным силам в России очень трудно. Очень трудно донести до народа правду.

И дело не только в чиновниках, хотя от них зла в России особенно много. Дело в «своих», которые, «захватив» всяческие звания и титулы «заслуженных», профессоров и академиков, обладают энергией кричать, клеймить, давить, хитрить, обманывать и пугать. Они, как правило, предусмотрительны, услужливы власти, удобны чиновникам, и у них много свободного времени творить зло, используя и властные структуры.

У России иссякают силы. Злодеи, люди, одурманенные злодеями, и невежественные люди из нашего же народа задавили или уничтожили огромные созидательные силы: крепких и предприимчивых крестьян, талантливых рабочих и инженеров, творческих руководителей, деятелей культуры и науки.

Наш национальный гений Габдулла Тукай ребенком остался круглым сиротой. Он жил в нескольких семьях, то в хороших, то в плохих. Всем известно, как в одной из них злые люди мучили пятилетнего Габдуллу, выбегавшего ночью по нужде из дома, - закрывали дверь и держали его на морозе. Может, тогда и подорвал он свое здоровье и потому прожил всего 27 лет. Его мучили и всякие баи, когда он стал известным и любимым народом поэтом.

Злые и дьявольские силы, захватившие власть в 20-е и 30-е годы, хотели уничтожить Мажита Гафури. Только смерть писателя от тяжелой болезни в 1934 году не позволила им сделать это.

Злые люди России расстреляли брата моего деда Абдуллу Газизова и сослали на двадцать лет на каторгу его жену Гульсум Яушеву, дочь купца Яушева. Злодеи России мучили Дэрдменда, убили его сына Искандара, мучили его внука Башира - создателя первых российских ЭВМ. Известно, что из-за трусости и слабости предал Мусу Джалиля его товарищ, потом поэта предали на Родине его слабые духом коллеги, а его верного почитателя, моего родственника Нигмата Терегулова, спасшего одну из его тетрадей, предал испуганный татарский писатель.

Злые, невежественные и одурманенные по-прежнему очень активны. Они внушают народу ложные ориентиры, успокаивают, когда надо бить тревогу, ослабляют его защитные силы.

В начале века башкирские и татарские мучители просветителей и писателей не имели возможности использовать государственные органы. После 1917 года они уже использовали и автономную государственность. Только один пример. Из работавших в Казани и Уфе ученых в академики Российской академии наук не был избран ни один татарин и башкир, хотя ученые других национальностей избирались. Все одиннадцать академиков РАН из татар и башкир были избраны, когда работали уже не в Казани и Уфе. Только вырвавшись на российские просторы, они приобретали возможность раскрыть свои таланты.

Такие грустные и гневные мысли возникли у меня в связи с описанием судеб выдающихся людей нашего народа.

VII

В последние годы у нас время от времени говорят о необходимости сформулировать национальную идею. Национальная идея многогранна, она должна обобщить как гуманитарные парадигмы России, идеи справедливости, культуры, так и идеи сбережения нашего Отечества, его границ, природы, ресурсов, развития народного хозяйства. Гуманитарная часть национальной идеи - это не только повторяющиеся выступления о верности традициям, о любви к народу, к своему языку, общечеловеческим ценностям и т. д. Сегодня гуманитарная часть национальной идеи России, национальной идеи русских, татар, башкир и других этносов России должна включать в себя идею борьбы со злыми силами в нашем народе - с диктаторами, двурушниками, дельцами, грабящими, позорящими и мучающими наш народ, невеждами, обслуживающими власть и внушающими ложные идеи и планы.

В конце концов, надо осознать и выучить наизусть следующие две теоремы:

  • Теорема 1. Социальное зло особенно эффективно накапливает энергию в стране, где нищета миллионов людей соседствует с роскошью богачей.
  • Теорема 2. Накопление злой энергии приводит к взрыву, когда в обществе большинство получает информацию, организованную чиновничеством, когда отсутствуют реальная оппозиция, открытая и доступная для общества дискуссия, в которой власть отстаивает целесообразность своих действий, а оппозиция их оспаривает, предлагая свои варианты и видение проблем.

Открытая и доступная дискуссия власти и оппозиции - важнейший механизм постоянного контроля за властью, выбора властных чиновников и формирования в общественном сознании стратегии развития народа, государственного устройства и народного хозяйства.

Весь XIX век проницательные люди России, имевшие в своей душе стремление к справедливости, хотели изменить страшное и разрушительное для развития производительных сил, для единения страны и социального мира расслоение народа на очень бедных и очень богатых. Не удалось. Вспомним А. Н. Радищева из екатерининского времени, декабристов, А. И. Герцена, разночинцев, Н. Г. Чернышевского, народников, социалистов и марксистов. Царский режим, правящее дворянство, затем правящее чиновничество всегда угнетали свободомыслие в обществе, не вняли требованиям времени, не учли опыт Европы. В результате они получили взрыв огромной накопившейся энергии, ничего от них и их детей не оставивший. А вместе с этим тот взрыв нанес страшный удар и по созидательным людям России, в том числе и по многим из тех, о ком рассказано выше. К сожалению, люди, устанавливающие сегодня законы в России, никаких выводов хотя бы из истории сделать не способны. «С деньгами в кармане ты умен и красив и даже поешь хорошо» - вот их менталитет, над которым смеется еврейская поговорка.

Недавно по каналу «Культура» показали замечательный телефильм про тех русских, которые были вынуждены бежать из России после революционного 1917 года. Один из потомков русских эмигрантов заметил, что государственную элиту России составляли «большие посредственности». У меня тоже сложилось ощущение, что злодеи особенно успешны, когда руководят делами «большие (в смысле занимаемых постов) посредственности» или «троечники».

Такого расслоения на очень бедных и очень богатых, которое установилось в России, нет ни в одной сколько-нибудь развитой стране. Безумные траты на роскошь - позор России. Разгулявшиеся в Европе российские торгаши презираемы всеми мыслящими людьми. Но самое главное, снова идет быстрое накопление злой социальной энергии в нашей стране, происходит деградация созидательных сил и тормозится развитие народного хозяйства. Людям внушают, что ничтожные, удушающие зарплаты учителей, врачей, преподавателей вузов, научных работников, инженеров, рабочих, сельских тружеников и военнослужащих соответствуют низкой производительности труда в стране. Это миф, отвергнутый научными данными. За счет бедности миллионов работающих учителей, врачей, инженеров, военных происходит аномальное обогащение богачей, накопление зла, разрушение созидательных сил.

Злодеи имеют имена и фамилии. Надо создать прецедент, когда позор ляжет не только на их головы, но и на их фамилии. Пусть будет стыдно их детям и внукам. Должны они почувствовать, что история воздаст им. Ведь даже Гитлер говорил, что он боится Бога и истории. Но даже боясь Бога и истории, он натворил океан зла. А злодеи России ни Бога, ни истории не боятся, и потому они могут натворить зла гораздо больше. Поэтому должны звучать имена мучителей наших гениев, имена предателей. Злодеи, предатели, мучители и воры, их пособники в парламенте, правительстве, органах милиции и правосудия, мультимиллионеры, тратящие на свои прихоти огромные национальные ресурсы, должны бояться истории. А для этого надо усиливать роль общественного мнения. А это значит, что чиновник или руководитель, обвиненный в неблаговидных деяниях публично, например, в средствах информации, должен ответить публично, в частности, подать в суд на автора обвинения или уйти в отставку. Третьего, т. е. игнорирования обвинения, не должно быть категорически.

Нельзя, чтобы люди безнаказанно присваивали народное добро, транжирили его, захватывали власть, предавали, трусили, несли чушь с трибун, мучили талантливых людей.

Только тогда мы восстановим привлекательный образ гражданина России, привлекательный образ русских, татар, башкир и других наций России.

***

Хотя «мысль изреченная есть ложь», но мысль записанная становится четче и с многократно большей вероятностью может стать теоремой и уменьшить объем лжи, мифов и предрассудков. В этом и состоит одна из задач научного работника, в какой бы отрасли науки он ни работал.

Весь XX век характеризовался бурным расширением образования и культуры, и казалось, что это должно было ослабить силы зла и невежества. Но надежды эти не оправдались. Появились миллионы «образованцев», которые в лучшем случае знают очень узкую область в своем разделе науки, по которой написали диссертацию, и беспомощны в реальном деле. Часто шум от них заглушает голос знания, а ведь острота проблем и их масштаб многократно выросли. В результате в обществе отсутствует понимание макроскопических проблем нашей страны и мира. Нет понимания основ построения экономики и государства. Это вина не только правительства, но и всего нашего общества. Правительство не бывает умнее народа и интеллигенции страны. А интеллектуальный уровень современной интеллигенции не отвечает требованиям времени. Деинтеллектуализация интеллигенции и власти произошла во всем мире. Наблюдается кризис западной демократии, кризис выборов представителей власти.

Смею надеяться, что эти заметки помогут передать силу добра, произведенного добрыми и творческими силами выдающихся людей, упомянутых в этой статье, всеми теми, кто помогал им выживать в тяжелые годы России. Надеюсь, что они помогут правильнее думать и действовать.


Примечания:
1 Такая же ассоциация татар есть и на Западном побережье США в Сан-Франциско.
2 Шамсия Апакай скончалась три года назад, в возрасте за 90. Это была царской породы женщина. В молодости она признавалась самой красивой женщиной среди русских и татар в Китае. Одухотворенный по своей природе человек, она всегда была «организующим центром», старалась объединять людей. Когда стало возможно, каждый год приезжала в Москву и Казань. Она помогла восстановить связь с нашими родственниками в США. Светлая ей память.
3 А ведь они выросли в Нью-Йорке, на татарском разговаривали только с родителями. А сколько татарско-башкирских детей в Казани и Уфе, не говоря о Москве, не владеют родным языком!
4 Н. Н. Скатов - до недавнего времени директор Института русской литературы (Пушкинский дом), член-корреспондент РАН.

 
« Пред.   След. »
Российская академия наук Rambler's Top100
Институт Океанологии РАН